Итоги работы первых заседаний ММО

В сентябре стартовала работа Муниципальных методических объединений. Учителя обсудили на встрече результаты всероссийских проверочных работ в 4-8 классах, результаты контрольной работы в девятом классе и единого государственного экзамена. Участие школ во всероссийских проверочных работах дает возможность не только подготовить обучающихся к итоговой аттестации, но и вовремя выявить проблемы для их устранения. Прошлый учебный год выдался непростым. Каскадное расписание и удаленное обучение вынудило педагогов пересмотреть рабочие программы по предметам. Перенос ВПР с весны 2020 года на осень увеличил нагрузку на обучающихся, что несомненно отразилось и на результатах.

ВПР по русскому языку в 4-8 классах включает набор проверяемых умений, соответствующих каждому классу, однако во всех проверочных работах можно выделить типы заданий, повторяющихся из класса в класс, но на соответствующем уровне обучения: орфографический и пунктуационный анализ текста, разные виды языковых разборов, правописание слов, пунктуационные умения и навыки и т.п. Анализ ВПР по годам обучения констатирует снижение навыков выполнения данного типа заданий.

Обществознание является самым популярным школьным предметом. Как правило большинство выпускников девятых и одиннадцатых классов выбирают этот предмет для итоговой аттестации. Анализ результатов всех проверочных процедур 2021 года показал, что обучающиеся города в целом умеют характеризовать сферы жизни человека и явления общественной жизни, неплохо справляются с вопросами о конституционных обязанностях россиян, с вопросами на анализ статистических данных. Однако независимо от возраста немногие могут охарактеризовать государственное устройство Российской Федерации. Трудности вызывают вопросы, связанные с умением формулировать собственную точку зрения и обосновать выбранную позицию, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Все большую популярность среди выпускников набирают такие предметы как физика и информатика. Анализ результатов показал, что при выполнении экзаменационных заданий по физике у обучающихся возникают сложности при описании и объяснении физических явлений и свойств тел; результатов экспериментов. В ЕГЭ по химии традиционно вызвал затруднения раздел «Органическая химия». По биологии самыми «западающими» были разделы «эволюция организмов» и «взаимодействие организмов в биологических системах».

Цифровое общество отличает навык работы с большими данными. Роль играет не только их сбор и анализ, но использование больших данных при проектировании каких-либо задач. Исходя из этого, в большинство оценочных процедур разных видов и уровней включается все больше заданий на работу со статистикой. Это и математика, и информатика, и общество, и география. Теперь работа со статистикой включена и в ЕГЭ по иностранному языку. Педагоги обсудили возможности использования метапредметных навыков при выполнении заданий ЕГЭ.

Весной 2021 года решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрены Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования (https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko). В связи с этим педагогам стоит обратить внимание на те единицы содержания и проверяемые предметные требования, которые обязательны к проверке в том или ином классе по каждому предмету.

Отмечая одинаковые проблемы обучающихся во всех оценочных процедурах разных предметов (низкий уровень смыслового чтения, неумение формулировать развернутый ответ, объяснять причинно-следственные связи и аргументировать собственную позицию), методисты предложили целый ряд практических семинаров, направленных на повышение качества преподавания педагогов. Например, семинары «Смысловое чтение», «Методика подготовки к заданиям с развернутым ответом», «Направления и перспективы междисциплинарной интеграции в современном образовании».

Приглашаем педагогов к участию в мероприятиях Методического центра!

Регистрация на семинар «Смысловое чтение»

Презентации по итогам работы: