Завершился Форум инноваций, который уже несколько лет имеет статус межрегионального, а в этом году он по праву может называться Всероссийским. География Форума достаточно обширна: 61 город России, 9 городов и поселков нашего региона стали активными участниками профессионального события. Это крупнейшее событие города и региона было инициировано управлением образования Администрации города Иванова и Методическим центром в системе образования.
В Форуме приняли участие 768 педагогов.
За несколько часов работы на форуме был представлен профессиональный опыт 67 педагогов города Иваново, которых по праву мы называем Наставниками муниципальной системы образования.
Целью STRIMа «Диалог поколений» (уровень «Мастер») стало создание площадки для конструктивного диалога, направленного на формирование организационно-методической модели успешной реализации наставнических практик в образовательных организациях города, основ нормативно-правового сопровождения внедрения целевой модели наставничества в условиях реализации национального проекта «Образование». Хочется отметить выступления наставников: Матвеевой Натальи Ивановны, учителя-дефектолога МБДОУ «Детский сад № компенсирующего вида 146», Барковской Марии Георгиевны, педагога-организатора МБОУ ДО ЦВР № 2, Калинской Анастасии Николаевны, воспитателя, воспитателя МБДОУ № 57, Павловой Ирины Ивановны, воспитателя МБДОУ № 97, Ерофеевой Наталии Александровны, учителя географии МБУ «СШ №7», Козляевой Ольги Евгеньевны, учителя истории и обществознания МБОУ «СШ № 61», Степановой Ольги Леонидовны, учителя английского языка ФГБОУ «Международный центр образования Интердом им. Стасовой», Лапшиной Татьяны Владимировны, воспитателя по ОКГ МБДОУ «Детский сад № 1». В работе площадки приняли участие руководители, осуществляющие управление в сфере образования, координаторы и кураторы наставнической деятельности в образовательных организациях, учителя-наставники, внедряющие и использующие методологию наставничества для достижения лучших образовательных результатов в рамках нацпроекта «Образование», специалисты учреждений дополнительного профессионального образования, внедряющие технологии наставничества.
Молодые педагоги на STRIM площадке «МоПеды» - дебютантам» (уровень «Интерны») обсудили важную тему, как остаться и состояться в профессии. Молодые коллеги согласовали свои позиции по направлениям и актуальным задачам непрерывного профессионального развития молодых на основе обмена педагогическим опытом, пришли к пониманию особой миссии молодого педагога как драйвера перемен и инноваций в образовании, предложили механизмы поддержки и стимулирования молодых педагогов к поиску новых форм обучения и воспитания, развитию профессиональных компетенций, творческого и интеллектуального потенциала, профессиональной реализации, укреплению гражданской позиции.
STRIM «Пеликан» (уровень «Искатель») определил начало пути к возрождению наставничества в масштабах муниципальной системы образования города Иваново. Профессиональные конкурсы: «Педагог года», «Педагогический дебют», «Стратегия успеха» - значимые для муниципальной системы образования события, где как в зеркале отражается комплекс проблем, связанных в первую очередь с системой непрерывного образования, внедрения инноваций. Не секрет: там, где администрация и педагогический коллектив проявляют заинтересованность в развитии кадрового потенциала, где обозначена цель – подготовить высококвалифицированного учителя, там и есть успешные результаты. На площадке шел оживленный разговор участников конкурсов прошлых лет о том, что конкурсное движение позволяет педагогам ознакомиться с целой палитрой уникального опыта и неожиданных открытий. У каждого участника свои впечатления, свои изменения и трансформации. Появляется новый взгляд на профессию и на себя в профессии. И это не зависит от того, стал учитель победителем в конкурсе или нет. История конкурсантов убеждает, что судьба практически всех делится на «до» и «после». И если даже у кого-то внешне профессиональная жизнь не претерпела изменений, то все равно «по-прежнему» жить и работать человек не может – он знает и умеет больше, а значит, делает свою работу лучше… И, как правило, учитель в этой новой для себя деятельности начинает воспринимать собственный педагогический опыт системно. Недаром педагоги часто называют этот период «лучшими курсами повышения квалификации». Активное обсуждение вопросов, связанных с конкурсом, свидетельствует о его важности, востребованности, необходимости организаторам «шагать в ногу со временем» и чутко реагировать на изменения в системе образования.
Директорский клуб поднял самую «больную» тему «кадрового голода». Для руководителя первичного звена это не просто проблема. Как показывают опросы и исследования, с дефицитом кадров сталкиваются почти 70% образовательных организаций. В нашей сфере вакансий больше, чем соискателей. Мы столкнулись с глобальным вызовом в борьбе за таланты. Это одно из проявлений фундаментальной «квалификационной ямы». «За себя и за того парня» – так сегодня работают почти все учителя в школах города и области. Больше всего не хватает учителей узкой предметной направленности. Педагоги берут полторы-две ставки. Это шесть - семь уроков каждый день. А еще - проверка тетрадей, подготовка к урокам, классное руководство. Нагрузка – запредельная. Руководители делились не только своими менеджерскими «фишками», они искали общие подходы, чтобы привлечь молодых в муниципальное образование. Руководителей общего образования поддержали ректоры высших учебных заведений, а также руководители СПО региона. Директора внимательно выслушали позиции Ректора Ивановского государственного университета, кандидата педагогических наук Малыгина Алексея Александровича, Директора Шуйского филиала ИвГУ, доктора педагогических наук, доцента, Почетного работника высшего профессионального образования РФ Михайлова Алексея Александровича и директора ОГБПОУ Ивановского педагогического колледжа Карасевой Натальи Геннадьевны.
Что дал Форум инноваций? Осознание того, что Мир развивается невероятно быстро. XXI век бросает вызов педагогам, требуя новых решений, продвинутых методов обучения и воспитания. Роль учителя сегодня меняется так же, как меняются новые технологии. Так какой же он — учитель будущего? Учителя будущего — это сегодняшние талантливые учителя, которые не боятся бросить вызов самим себе и своим ученикам для решения задач завтрашнего дня, которые стремятся преобразовать среду обучения для того, чтобы действительно заинтересовать и вдохновить следующие поколения учеников, готовых усовершенствовать и менять этот мир к лучшему.
Мы уверены, что та энергия, которую мы получили за этот день работы, будет приумножаться вместе с новыми идеями, появлением новых имен в муниципальной системе образования и воплотится на следующем Форуме 2022 года.