Реальность учебного процесса в школе вынуждает педагога чаще использовать монолог, так как за 40 минут учителю надо успеть передать ученикам «оптимальный» объем знаний. В таких условиях учителю крайне непросто организовать постоянный процесс диалоговых коммуникаций учеников. Поэтому на уроках доминирует репродуктивный подход: при формировании навыков написания ответа учитель вынужден «диктовать» ученикам апробированный алгоритм. Обучение, основанное на монологе учителя, неизбежно порождает дисбаланс коммуникативных навыков учеников. Во всех оценочных процедурах только каждый третий ученик справляется с вопросами на объяснение явлений общественной жизни, пояснение описанной ситуации, описание связей и зависимостей. Причем процент выполнения таких заданий снижается с увеличением возраста обучающихся. Естественно, что перед учителем встает вопрос: «Как разговорить ученика?» «Какие приемы и методы использовать, чтобы ученику захотелось рассуждать, спорить и отстаивать свою точку зрения?»
Предлагаем вам небольшой набор приёмов подготовки развернутого ответа, интересные домашние задания по разным предметам и эффективные приёмы работы с текстом на уроках обществознания.
Надельштехель М.В., ст. методист отдела УМР