В сентябре прошлого года появились изменения в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Добавился целый блок, касающийся организации процесса воспитания в образовательных учреждениях.
Нововведения вызвали неоднозначную реакцию администрации и воспитателей ДОУ. Возник вопрос: касается ли это положение детских садов, если образовательная программа дошкольного образования и так включает воспитательную работу? Тем более непросто выделить чисто воспитательные моменты, потому что они тесно связаны с образовательными.
Однако закон ввели, и в июне-июле («быстро запрыгивая в уходящий поезд») старшие воспитатели дошкольных учреждений под зорким взглядом руководителей пытались сконструировать рабочую программу воспитания.
В городской методический центр обратились за советом более 60 разработчиков программы.
Какие же основные недостатки были выделены при анализе рабочих программ воспитания:
- формальное написание программы (без учета особенностей расположения ДОУ, возможностей педагогического коллектива, образовательной среды и ООП детского сада);
- надуманные цели и задачи воспитания (без учета целей и задач основной образовательной программы и новой формулировки понятия «воспитание»);
- не соответствуют поставленным задачам виды, формы, содержание деятельности;
- отсутствие в целевом разделе особенности современной социокультурной ситуации, в которой растут дошкольники: смешение культур и культурная неустойчивость (дети развиваются в многоязычной среде, наблюдают разные образцы поведения, которые могут противоречить друг другу; наша задача – сформировать базовую систему ценностей);
- отсутствуют результаты воспитательной работы, уровень воспитанности детей по достижению определенного возраста;
- в средствах реализации программы отсутствует учёт мультимедийных и ИКТ-средств.
Жизнь всё расставит на свои места и новый учебный год покажет, как работает программа воспитания в конкретном учреждении, какие пробелы и недочёты высветятся. И неслучайно, программа названа рабочей. Она не является догмой. Её можно корректировать и вносить изменения. На 01.07.2021 в дошкольных учреждениях зарегистрированы 42 рабочих программы воспитания.
Самое главное, о чём должен помнить каждый разработчик и ответственный за реализацию программы воспитания: «Детство есть счастливейшее время жизни: время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной незасорённости и искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства».
Ниткина Н.А., методист отдела УМР