В ноябре в Методическом центре г. Иваново прошли заседания муниципальных методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников. На совещаниях были рассмотрены вопросы реализации федеральной основной общеобразовательной программы.
Одним из основных направлений обновления ФГОС стали уточнение и конкретизация требований к результатам освоения образовательных программ по всем предметам, входящим в федеральный учебный план. Согласно реализации системно-деятельностного подхода эти требования включают как опорные знания, так и учебные действия по их применению. Многие из этих действий с полным основанием могут быть отнесены к универсальным учебным действиям (УУД), представленным в разделе стандарта, отражающем требования к метапредметным результатам освоения образовательных программ. Важно отметить, что структура метапредметных результатов в обновленных ФГОС существенно изменилась. Познавательные универсальные учебные действия включают базовые логические действия, базовые исследовательские действия и работу с информацией; коммуникативные универсальные учебные действия включают общение, совместную деятельность; регулятивные универсальные учебные действия включают самоорганизацию, самоконтроль, принятие себя и других.
Предметные планируемые результаты в обновленных ФГОС распределены по годам обучения в соответствии с логикой развертывания учебного содержания. Это дает возможность обоснованно выделять объекты проверки для итогового оценивания. В ряде предметов планируемые результаты группируются также по крупным темам и содержательным блокам, что позволяет определять компоненты оценивания в рамках тематического и промежуточного контроля.
Выступающие обратили внимание педагогов, что с 1 сентября 2023 года в систему внутренней оценки образовательных достижений обучающихся на уровне основного общего образования введена процедура стартовой диагностики, которая проводится с целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования. Стартовая диагностика проводится в первый год обучения предмету. Результаты диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
На сайте единого содержания общего образования в разделе "Методические материалы" представлена подборка материалов по реализации обновленных ФГОС и ФООП. В частности, там представлены методические материалы по системе оценки достижений планируемых предметных результатов освоения отдельных учебных предметов, рекомендации по преподаванию предметов на углубленном уровне, описание особенностей формирования функциональной грамотности.
Материалы Заседаний
В настоящее время вопросу обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей уделяется особое внимание со стороны государства. Данное направление работы отражено в таких стратегических документах как «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» и «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей».
В сентябре 2023 года Минпросвещение России направило для использования в работе «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны» (Письмо от 29.09.2023 № АБ – 3935/ 06). Изучению данного документа и было посвящено очередное заседание муниципального методического объединения педагогических работников дополнительного образования.
Зубкова Оксана Алексеевна, заместитель директора по УМР
Машина Алия Вакильевна, методист отдела УМР