Реализация проектов в школе

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту индивидуальный проект в школе представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

И прежде, чем приступать к его разработке, обучающиеся должны овладеть начальными компетенциями проектной деятельности: 

  • научиться формулировать на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления; 
  • разрабатывать концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы (формулировать цель, задачи, обосновывать актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения); 
  • планировать необходимые ресурсы, в том числе с учетом их заменяемости; разрабатывать план реализации проекта с использованием инструментов планирования; 
  • осуществлять мониторинг хода реализации проекта, корректировать отклонения, вносить дополнительные изменения в план выполнения работ, уточнять зоны ответственности участников проекта. 

А освоить им эти умения и навыки должны помочь учителя, которые иногда и сами испытывают затруднения. Для компенсации недостающих компетенций МБУ МЦ провел серию семинаров по теме "Реализация проектов в школе".

Семинары включали в себя не только теоретический материал по основам проектной деятельности, но и практическую часть, в рамках которой было показано:

  • использование метода фокальных объектов при выборе темы проекта,
  • как определить целевую аудиторию,
  • определение соответствия цели проекта критериям SMART,
  • как выявить заинтересованные стороны проекта,
  • что такое риски в проектной деятельности и как ими управлять,
  • и какими способами можно осуществлять планирование проекта.

Во время практической части анализ по какому-либо вопросу проводился на примере конкретных проектов, которые реализовывались под руководством учителей.

Например, поиск целевой аудитории был проведен для проектов:

Проект «Домашняя аптечка - обязательный атрибут для каждого дома» (руководитель проекта Титова М.А., МБОУ СОШ №61)

Бизнес

  • организация малого бизнеса - создание аптек,
  • организация предприятий фармацевтической направленности

Наука

  • научные исследования в области создания различных лекарств и медицинских препаратов,
  • использование нанотехнологий для создания лекарств

Власть

создание рабочих мест на фармацевтических предприятиях

Общество

забота о своем здоровье, здоровье каждого члена семьи и общества в целом


Проект «Школа танцевального мастерства»

(руководитель проекта Лямина Л. Т. (МБОУ СОШ №61))

Бизнес

Развитие предпринимательской деятельности в области культуры и образования

Наука

Разработка и усовершенствование пособий для обучения в сфере искусств

Власть

Создание и расширение доступности заведений, нацеленность на саморазвитие

Общество

Привлечение детей и подростков к активным занятиям танцами


А выявление и анализ мероприятий по взаимодействию с заинтересованными сторонами рассмотрены на примере проекта «Город будущего» (руководитель Чигатаева О.Б., МАОУ «Лицей №21»).

Таким образом, учителя, выступающие в роли руководителей проектов, освоили комплекс необходимых знаний и умений для реализации проектной деятельности со школьниками.