Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту индивидуальный проект в школе представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
И прежде, чем приступать к его разработке, обучающиеся должны овладеть начальными компетенциями проектной деятельности:
- научиться формулировать на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления;
- разрабатывать концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы (формулировать цель, задачи, обосновывать актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения);
- планировать необходимые ресурсы, в том числе с учетом их заменяемости; разрабатывать план реализации проекта с использованием инструментов планирования;
- осуществлять мониторинг хода реализации проекта, корректировать отклонения, вносить дополнительные изменения в план выполнения работ, уточнять зоны ответственности участников проекта.
А освоить им эти умения и навыки должны помочь учителя, которые иногда и сами испытывают затруднения. Для компенсации недостающих компетенций МБУ МЦ провел серию семинаров по теме "Реализация проектов в школе".
Семинары включали в себя не только теоретический материал по основам проектной деятельности, но и практическую часть, в рамках которой было показано:
- использование метода фокальных объектов при выборе темы проекта,
- как определить целевую аудиторию,
- определение соответствия цели проекта критериям SMART,
- как выявить заинтересованные стороны проекта,
- что такое риски в проектной деятельности и как ими управлять,
- и какими способами можно осуществлять планирование проекта.
Во время практической части анализ по какому-либо вопросу проводился на примере конкретных проектов, которые реализовывались под руководством учителей.
Например, поиск целевой аудитории был проведен для проектов:
Проект «Домашняя аптечка - обязательный атрибут для каждого дома» (руководитель проекта Титова М.А., МБОУ СОШ №61)
Бизнес
|
Наука
|
Власть создание рабочих мест на фармацевтических предприятиях |
Общество забота о своем здоровье, здоровье каждого члена семьи и общества в целом |
Проект «Школа танцевального мастерства»
(руководитель проекта Лямина Л. Т. (МБОУ СОШ №61))
Бизнес Развитие предпринимательской деятельности в области культуры и образования |
Наука Разработка и усовершенствование пособий для обучения в сфере искусств |
Власть Создание и расширение доступности заведений, нацеленность на саморазвитие |
Общество Привлечение детей и подростков к активным занятиям танцами |
А выявление и анализ мероприятий по взаимодействию с заинтересованными сторонами рассмотрены на примере проекта «Город будущего» (руководитель Чигатаева О.Б., МАОУ «Лицей №21»).
Таким образом, учителя, выступающие в роли руководителей проектов, освоили комплекс необходимых знаний и умений для реализации проектной деятельности со школьниками.