Семинар «Особенности обучения русскому языку обучающихся с задержкой психического развития» организован накануне предстоящих изменений с 1 марта 2025 года, внесенных Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 315-ФЗ в Федеральный «Закон об образовании». Эти изменения направлены на совершенствование условий получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов.
Педагоги познакомились с документами, которыми нужно руководствоваться. Обратили внимание на научно-методическую поддержку сайта Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Отметили особенность реализации предмета «Русский язык» в части отбора материала, коррекционно-развивающего характера обучения, изучения наиболее трудных орфографических и грамматических тем.
Подробно остановились на содержании и предметных результатах ФАОП для обучающихся с ЗПР, сравнив её с ФРП ООО. В ходе анализа содержания и предметных результатов, заметили, что некоторые темы рекомендовано осваивать в ознакомительном порядке - педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала. Процесс обучения сопровождается активной педагогической поддержкой.
Обратили внимание на примерные виды деятельности на уроках русского языка, усиление практических упражнений, позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность применения орфографических и пунктуационных правил.
Отметили виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий с опорой на алгоритм, «пошаговость» в изучении материала, использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы), привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий).
С педагогами были рассмотрены примеры упражнений, направленных на развитие умения воспринимать словесную или письменную инструкцию, развитие умения планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану. Карточки-инструкции, карточки-подсказки, алгоритмы, клоуз-тексты – необходимая педагогическая поддержка обучающихся с ЗПР.
В заключении познакомились с системой оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП ООО.