Два дня Экспертная группа оценивала конкурсные уроки и занятия. Поверьте, это очень сложно: найти рациональное зерно, вычленить главную идею интеграции, увидеть командную работу участников, подтвердить свои ожидания и т.д.
А вот теперь вопрос: «Легко ли подготовить и провести такой урок/занятие?» Междисциплинарное обучение и интеграция – это не дань моде, а актуальный метод обучения. XXI век – это время формирования нового представления о знаниях и технологиях их распространения. Существенно меняются требования современного общества к результату школьного образования. При быстром «старении» информации необходим интенсивный путь приращения новых знаний, умений, навыков. Выпускнику школы важно получить ориентиры, указывающие на то, что и как нужно делать не только для решения учебной, но и конкретной практической задачи. Многие из них, неплохо владея информацией и имея опыт решения проблем в условиях учебной ситуации, не умеют самоопределяться в сложных жизненных ситуациях и в недостаточной степени владеют специальными умениями и навыками, необходимыми для успешного разрешения возникающих при интеграции в поликультурное общество проблем.
Новые образовательные технологии притесняют классическую систему образования, предлагая ей современные средства и методы обработки больших объёмов информации, с которой учащиеся сталкиваются на уроках и в повседневной жизни. Но здесь недостаточно знаний в рамках школьного курса какого-либо предмета. Поэтому одним из направлений развития современного образования становится его переориентация на междисциплинарность. Причем, это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили учащиеся, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков. Междисциплинарность предполагает ряд условий координации взаимодействия. Важнейшими из них являются: выработка единых, приемлемых для всех участников исходных представлений об объекте изучения; построение единого сложноорганизованного предмета исследования; выделение доминантной дисциплины, принцип генеральной цели междисциплинарного исследования, которая позволит осуществить отбор необходимого комплекса наук; создание единой теоретической концепции общей исследовательской программы.
Межпредметная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведёт к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.
Вот именно такой урок/занятие ждали от конкурсантов. Как вы уже поняли, уважаемые коллеги, такой образовательный продукт сложно подготовить и провести. Ведь тут требуется личностное развитие, личностная самореализация и само практическое применение компетенций, которое неизбежно и повсеместно включает в себя весь качественный комплекс культуры человека. Такой урок, который будет интересен поколению Z может подготовить и провести не каждый педагог. Коллеги хотели творить, креативить, они были готовы перевернуть горы, опрокинуть традиционную дидактику, чтобы стать интересными детям, а не это ли является главным?
Муниципальный конкурс впервые объединил на одной площадке не просто учителей, а педагогические команды, наглядно продемонстрировав, что сегодня в приоритете междисциплинарный подход и командная работа. И это не столько про систему образования, сколько про жизнь. Но ведь всему этому где-то нужно учиться… И почему бы не учиться всему этому в школе?!
Финал состоится 1 апреля 2022 года в 10:00 в актовом зале школы № 56.
Афанасьева Е.А., заместитель директора по развитию