Завершила работу межрегиональная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития образования: вызовы времени, реальная практика»

В период с 23 по 25 марта 2022 года уже в 17-й раз в нашем городе проходила традиционная весенняя конференция, организованная управлением образования Администрации города Иванова, муниципальным бюджетным учреждением «Методический центр в системе образования» при поддержке и активном участии ФИРО РАНХиГС, Союза городов Центра и Северо-Запада России, всероссийского проекта «Взаимообучение городов».

К участию в конференции были приглашены руководители, заместители директоров и педагоги муниципальных общеобразовательных организаций; учреждений дополнительного образования детей; сотрудники высшей школы; представители системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования; руководители и специалисты органов управления образованием, методических служб.

На открытии Конференции прозвучали приветствия Виктора Владимировича Смирнова, депутата Государственной Думы Российской Федерации; Владимира Николаевича Шарыпова, Главы города Иванова; Александра Анатольевича Васильева, исполнительного директора Союза городов Центра и Северо-Запада России; Арешиной Елены Васильевны, начальника управления образования Администрации города Иванова.

В этом году Конференция объединила более 1500 педагогов из 4 республик, 49 регионов и 64 городов Российской Федерации. В рамках конференции 93 специалиста представили результаты научных исследований, уникальные практические решения в области теории и практики образования.

Пленарное заседание, Директорский клуб и 15 малых пленумов транслировались в онлайн-формате на площадках Microsoft Teams и Сферум, а также на канале ВКонтакте МБУ МЦ.

Ведущие учёные и практики Российской Федерации представили свои новые исследования, наработки и мнения по вопросам введения обновленных стандартов, цифровизации образования, реализации национального проекта «Образование». Спектр представленных докладов был достаточно разнообразным.

Во время работы площадки «Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача обновленных ФГОС» в течение трёх дней педагоги обсуждали вопросы, связанные с формированием и оценкой функциональной грамотности воспитанников и обучающихся. В выступлениях учёных, управленцев, педагогов-практиков неоднократно звучала мысль о том, что необходимо различать академическую грамотность и функциональную грамотность. Функциональная грамотность – это не новые знания или новые грамотности. Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач - обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. Функциональная грамотность необходима современному человеку, для того чтобы продуктивно выбрать программу профессионального образования и развития, помогает решать множество житейских вопросов, способствует взаимодействию с другими людьми, выполнять различные социальные роли. Словом, функциональная грамотность необходима человеку для жизни! В выступлении Ковалевой Галины Сергеевны (к.п.н., заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», национальный координатор международных сравнительных исследований PISA, TIMS, PIRLS, г. Москва), были проанализированы достижения российских школьников в международных сравнительных исследованиях, проверяющих уровень сформированности функциональной грамотности, обозначены «проблемные точки» в применении умений нашими обучающимися в жизненных и нестандартных ситуациях, раскрыты условия и факторы организации деятельности образовательной организации и учителей по формированию функциональной грамотности, подчеркнута важность перестройки системы повышения квалификации педагогов, в том числе включенность учителей в работу пилотных и стажировочных площадок. Добротина Ирина Нургаиновна (к.п.н., заведующая лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» г. Москва) проанализировала содержание примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам с позиции отражения в них элементов формирования функциональной грамотности учащихся. Участникам тематической онлайн консультации был предложен практикум, задача которого – совершенствование умений работать с текстами разных форматов. Совместное обсуждение возможностей и места заданий по формированию функциональной грамотности на уроке позволило создать чек-лист для планирования такой работы. О функциональной грамотности как ресурсе стрессоустойчивости и жизнестойкости рассказала Иванова Елена Васильевна, заведующий кафедрой управления общим и средним профессиональным образованием ГАУДПО ИО «Университет непрерывного образования и инноваций» г. Иваново. Также в выступлении было отмечено, что без мотивации всех участников образовательных отношений невозможно сформировать функциональную грамотность у детей. При этом важна личностная, профессиональная и социальная позиция педагога и руководителя образовательной организации в соответствии с нормами Федерального закона от 20.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации». В рамках конференции педагоги-практики представили свой опыт по формированию основ функциональной грамотности детей дошкольного и школьного возраста. Педагоги дошкольного образования показали, что уже в детском саду дети способны постигать азы финансовой грамотности и управлять своими эмоциями. Учителя основной школы и педагоги дополнительного образования продемонстрировали кейс-технологии и технологию проектной деятельности, а также универсальные приёмы для формирования таких компетенций, как читательская грамотность, креативность и глобальные компетенции.

Педагогическая гостиная «Управление развитием профессионального и личностного потенциала педагога» подняла один из самых острых вопросов методического сопровождения и поддержки педагогов в условиях непрерывного образования как в образовательной организации, так и на муниципальном, региональном уровнях. Профессиональный стандарт предъявляет высокие требования к компетентности педагога. Развитие в контексте нового профессионального пространства педагога проявляется в его способности к рефлексии своего профессионального уровня, стремлении совершенствовать компетенции, выстраивать процесс самообразования, а также обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня - стратегического, тактического, оперативного. Именно в этом ключе были выстроены выступления Ладиловой Надежды Анатольевны, заместителя начальника управления исследования и разработки ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». О месте образовательной организации в региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников рассказала Балакирева Наталья Михайловна, заместитель директора, руководитель ЦНППМ ПР, ГАУДПО ИО «Университет непрерывного образования и инноваций», г. Иваново. Своим опытом поделились коллеги из Тутаевского муниципального района Ярославской области, г. Вологды, г. Северска Томская области, г. Мурома Владимирской области.

Тематическая онлайн-встреча была посвящена векторам изменения системы оценки образовательных достижений обучающихся. Воронова Тамара Александровна, к.п.н., профессор кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, в процессе работы площадки обратила внимание на нормативные, теоретические и практические аспекты контрольно-оценочной деятельности педагогов в контексте тех изменений, которые предусматриваются обновленными ФГОС НОО и ООО и проектами Примерных основных образовательных программ каждого уровня общего образования. Участники обсудили проблемные вопросы, волнующие педагогов, родителей и учащихся, возникающие у них по поводу осуществления контроля и оценки. Был представлен опыт педагогов Владимирской области по разработке и применению современного оценочного инструментария.

О механизмах системы работы со школами с низкими образовательными результатами и находящимися в сложных социальных условиях рассуждали педагоги и директора школ. Работники образования рассмотрели проблемы низкой мотивации обучающихся и, как следствие, низких образовательных результатов школы, делились опытом самоизменения школьного коллектива, организации работы административной команды по определению антирисковых мер развития. Денисенко Илья Сергеевич (к.п.н., заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», г.Москва) отметил, что эффект реализации проекта «500+» может быть заметно шире, чем непосредственное повышение образовательных результатов в школах, принимающих участие в проекте. Важнейшим результатом реализации проекта является развитие управленческих механизмов профилактики учебной неуспешности.

На презентационной площадке «Образовательное пространство современного детского сада» педагогам ДОУ была представлена уникальная возможность познакомиться с опытом организации образовательного пространства наших коллег из других городов (Тутаев, Ярославль, Родники). Особый интерес участников конференции вызвали выступления о создании образовательных маршрутов (терренкуров) на территории уличного пространства ДОУ. Обсуждаемая тема актуальна, интересна и востребована педагогами. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос«Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие умения знания дать ему завтра в дорогу?» Спикеры уверены, что осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка критически относиться к истинности знаний как таковых, к средствам их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном. Построение образовательной траектории с активным использованием элементов исследовательской деятельности позволит получить ответы на поставленные вопросы.

Особенностью эдьютона «Обновление профессионального взгляда педагога на процесс воспитания в образовательной организации» как формата образовательной конференции является его прикладной характер. Участники отметили, что вектор образования всё сильнее смещается от обучения к воспитанию. Педагоги обратили внимание на то, что рабочая программа воспитания призвана реализовать задачи, поставленные в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025. Сформировав в каждой образовательной организации свою уникальную воспитательную систему, скоординировав свои усилия, необходимо направить их на воспитание и развитие личности. Участники обменялись методиками воспитания, апробированными на личном опыте. Остро встал вопрос о трансформации профессионально-личностной позиции педагога в современных условиях, о готовности педагога осуществлять свою деятельность в современном быстро меняющемся мире. На тематической онлайн встрече представилась прекрасная возможность подискутировать о ценностях воспитания, его смыслах вместе с Демаковой Ириной Дмитриевной, д.п.н., профессором кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУВО «Московский педагогический государственный университет», вице-президентом Российского общества Януша Корчака. Попова Ирина Николаевна, к.п.н., доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС подняла один из самых острых вопросов о готовности педагога к обеспечению педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Слушатели сделали вывод, что вызовы времени влекут непременные изменения в деятельности педагогов, заставляют их менять свою профессиональную позицию, двигаться вперед и покорять всё новые вершины.

В рамках конференции были представлены различные модели компетенций наставника. Необходимость системы наставничества объясняется тем, что для образовательного сообщества наставнические практики – это обогащение опытом, при помощи которого раскрывается потенциал всех участников образовательного процесса. В настоящее время наставничество в организациях приобретает новые черты и продвигается в новые сферы. Пронькина Ирина Леонидовна, к.э.н., директор федерального ресурсного центра наставничества EDMENTOR, развеяла мифы о системе наставничества, рассказала о существующих его формах и о том, что ждёт систему в ближайшем будущем. Кулаков Константин Валентинович, доцент кафедры управления общим и средним профессиональным образованием Университета непрерывного образования и инноваций, расставил приоритеты в целях и задачах наставничества в современной школе. Полывянная Марина Тимофеевна, к.социол.н., заведующий кафедрой педагогики и психологии Университета непрерывного образования и инноваций, представила опыт реализации технологии наставничества, её воспитывающий потенциал и интеграцию технологии в воспитательное пространство школы, а педагоги – практики смогли задать вопросы о сложностях и возможностях наставничества, обсудить варианты решений, а также получить реалистичные идеи для развития модели наставничества в своей образовательной организации.

Особое внимание было уделено теме «Цифровая трансформация образования», которая на сегодняшний день является одной из национальных целей развития страны, определенной Президентом РФ. В течение двух дней работали три площадки: для управленческих команд образовательных организаций и представителей управлений образованием муниципальных образований различных регионов РФ, для педагогов и администрации ДОУ, а также для педагогов и управленческих команд школ и учреждений дополнительного образования. Спикерами онлайн площадок стали Ахметжанова Ильнара Рамилевна, ведущий менеджер по работе с образовательными проектами ООО «Фоксфорд», г. Москва; Соколовская Наталья Вячеславовна, к.и.н., заместитель директора по научно-методической работе ГАУ ДПО Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций», г. Иваново, руководители образовательных организаций города Иванова: Зенкова Анастасия Викторовна, Четверикова Наталья Викторовна, Мухина Светлана Борисовна, а также заместители директоров, педагоги школ и детских садов города Иванова. На данных площадках речь шла о российских инициативах в области информатизации образования и цифровой трансформации, о готовых решениях, о результатах трансформации школьного пространства под информационно-библиотечные центры в рамках муниципального проекта, который стал возможным благодаря инициативе Администрации города Иванова и при материальной поддержке управления образования. Были представлены эффективные практики образовательных организаций как в реализации системных решений цифровой трансформации образования, так и отдельных элементов данного процесса.

Таким образом, научно-практическая конференция ещё раз представила возможность педагогам обсудить актуальные проблемы, поделиться опытом, обозначить перспективы для дальнейшей работы. Участники Конференции отметили, что проведение подобных мероприятий необходимо и крайне полезно, так как способствует профессиональному и личностному росту педагогов и руководителей, позволяет по-новому взглянуть на свою работу, даёт толчок к творчеству, позволяет познакомиться с эффективным опытом и внедрить его в свою работу.

Материалы участников конференции будут изданы в одноимённом сборнике по окончании конференции.

РЕЗОЛЮЦИЯ