Межрегиональная научно-практическая конференция «Воспитание в эпоху цифровизации: вызовы, проблемы, решения»

26 марта 2021 года в онлайн-формате в городе Иваново прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Воспитание в эпоху цифровизации: вызовы, проблемы, решения».

В системе образования Иванова сложилась хорошая традиция – проведение конференций по воспитанию, и в этом году она проводится в 16-й раз, а в 8-й раз она имеет статус межрегиональной научно-практической конференции.

Организована конференция управлением образования Администрации города Иванова, муниципальным бюджетным учреждением «Методический центр в системе образования» при поддержке «Федерального института развития образования РАНХиГС».

Конференция проводится в целях реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Цель конференции: формирование пространства передовых идей, позволяющее определить подходы перспективного развития образования, для построения оптимальной модели действий по совершенствованию системы воспитания в современных условиях.

Конференция объединила педагогов из 65 городов Российской Федерации. В рамках конференции 73 ведущих специалиста представили результаты научных исследований, уникальные практические решения в области теории и практики воспитания из Москвы, Казани, Самары, Костромы, Ярославля, Петрозаводска, Иваново, Шуи и Кохмы.

Пленарное заседание и малые пленумы транслировались в онлайн-формате на площадках Microsoft Teams и Zoom, а также на YouTube канале МБУ МЦ.

Конференция прошла в рамках одного дня, 3-мя параллельными потоками в формате пленарного заседания, работы 9 малых пленумов и Директорского клуба.

Конференция была посвящена поиску решения ключевых вопросов воспитания:

  • Как выстроить диалог с цифровым поколением.
  • От устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени.
  • Педагогические условия внедрения общероссийской программы воспитания в образовательных организациях.
  • Состояние современного детства и его влияние на выбор содержания и форм организации воспитания.
  • Практики воспитания в эпоху сетевизации, цифровизации и виртуализации образования и внедрения дистантных форм обучения школьников.
  • Воспитательный потенциал школьного урока: основные факторы.
  • Профессионализм классного руководителя: компетентностный подход.
  • Резервы культуры педагогического коллектива для становления воспитательной системы школы 21 века.

Традиционными на Конференции были темы: персонализация в решении задач воспитания; социальная инклюзия, как среда поддержки ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации; педагогическая герменевтика, как метод «прочтения» современного ребенка; эффективные технологии воспитания.

В числе новых тем на конференции прозвучали: воспитание в условиях наступающего трансгуманизма; трудности воспитания детей в цифровую эпоху; оценка влияния новых технологий на разные стороны благополучия детей и подростков; новые роли и функции классного руководителя; воспитание по новым правилам и программам.

К участию в конференции и обсуждению актуальных вопросов воспитания были приглашены руководители, заместители директоров и педагоги муниципальных общеобразовательных организаций; учреждений дополнительного образования детей; сотрудники высшей школы; представители системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования; руководители и специалисты органов управления образованием, методических служб.

На открытии Конференции прозвучали приветствия Председателя Ивановской городской Думы Кузьмичева Александра Станиславовича и начальника управления образования Администрации города Иванова Арешиной Елены Васильевны. Проблема воспитания молодежи актуальна во все времена, каждая эпоха ставит свои вопросы и вносит свои коррективы. Так, сегодня в условиях информационного потока ребенку очень непросто ориентироваться, делать верные выводы и формировать правильную траекторию своего будущего. Формируя систему ценностей ребенка, подростка, юноши, мы формируем его нравственность, воспитываем достойного человека.

Многолетняя традиция обсуждения докладов участниками конференции продолжилась и в этом году. Вновь получилась интересная дискуссия, позволившая докладчикам более широко посмотреть на представляемые ими проблемы, а участникам получить ответы на интересующие вопросы воспитания.

Удачным продолжением дискуссии стал Директорский клуб «Феномен воспитания в XXI веке в эпоху неопределенности», где была организована дискуссия по актуальным вопросам работы директоров школ. Модерировала обсуждение Афанасьева Елена Александровна, заместитель директора по развитию, МБУ МЦ.

По итогам конференции будет сформирован сборник научных работ. Методические разработки спикеров конференции смогут использовать в работе школьные учителя, воспитатели, педагоги вузов и педагоги дополнительного образования.

Таким образом, научно-практическая конференция еще раз представила возможность педагогам обсудить актуальные проблемы, поделиться опытом, обозначить перспективы воспитательной работы. Был отмечен положительный эффект обсуждения вопросов на пленарном и малых пленумах, в рамках Директорского клуба. Педагоги рекомендовали продолжить обсуждение проблематики темы конференции на педагогических советах, профессиональных методических объединениях.

Оргкомитет Конференции

Подробнее о Конференции

Резолюция